Разделы

Теги

Ещё
Статьи

В одной рыболовной энциклопедии написано: «кого нам благодарить за искусственные рыболовные приманки – мы вряд ли узнаем». Кто-то ссылается на каменный век и подобия блёсен из ракушек (кстати, штамповка поверхности лепестка «под ракушку» была очень распространена в начале 20 века). Куда более реальным смотрится описание нахлыстовой мухи во втором веке нашей эры от Клавдия Элиана, древнеримского философа, записавшего македонские способы ловли: «намотай красной шерсти на крючок и воткни в эту шерсть пару перьев из петушиной бородки».

Это описание приводит к интересному выводу: рыболовы всегда понимали, что идеальное сходство приманки с живым объектом-прототипом – условие необязательное. Главное – суметь привлечь рыбу, сыграв на её инстинктах: еда, размножение, любопытство. Все случаи можно трактовать как разные виды агрессии, но не стоит забывать, что у хищной рыбы нет рук, зато есть зубы, чтобы составить мнение о незнакомом объекте.

Иллюстрация книги

Присущая рыболовам всех времён наблюдательность позволила определить черты приманки, которые являются для этой цели главными: вибрация, форма, глубина проводки, цвет. И, скажем прямо, с тех давних времён ничего не изменилось. В Древнем Китае ловили не только на деревянных рыбок (своего рода первые топ-вотеры – их распространение приписывают времени династии Сонг), но и с помощью костяных свистулек: рыболовы заметили, что звук определённой частоты привлекает рыб не хуже запаха… И современных рыболовов это вряд ли удивит – все мы знаем квок как способ привлечения сома.

Популярные оснастки из книги о рыбалке «Лес, озеро и река: рыбалка в Новой Англии» (Ф. М. Джонсон, 1902 год) – разнообразная штамповка лепестков применялась издавна и очень широко.

Итак, уловистая приманка – та, что создаёт нужные вибрации (включая и звуковую волну). Если она ещё и похожа при этом на объект охоты хищника (чтобы задействовать не только его боковую линию, но и зрение) – это хорошо… но не принципиально… Скорее, форма – это способ создать нужные механические волны.

Жужжалка

Сложносочинённая конструкция 1914 года от фирмы Union Springs Specialty Co. of Cayuga Lake, N.Y предназначена, по всей видимости, провоцировать всё и сразу: тут и составное тело, и элементы вращения, и позвякивающие со всех сторон тройники.

А вот желание раскрасить фантазийно или, наоборот, максимально близко к живому объекту за все эти столетия у рыболовов не пропало, подспудно свидетельствуя о том, что цвет всё-таки имеет значение, порой – для рыболова, порой – для рыбы.

Вряд ли можно найти приманку, менее похожую на реальный живой объект в движении, чем вращающаяся блесна. Однако с точки зрения вышеперечисленных черт она подходит просто идеально: жужжит, блестит, возмущает водяные слои, то есть воздействует на все возможные органы рыбьих чувств. Вопрос только в правильном сочетании параметров.

О том, что элементы вращения очень полезны, рыболовы тоже знали издавна. Лепестки, маленькие пропеллеры на носу или хвосте, вариации девонов – в ход шло всё.

Железяка

Знаменитая приманка «Революция» от фирмы William Shakespeare of Kalamazoo, Michigan (около 1900 года)

Загогулины

Конструктив от компании Stanley (1897 год, между прочим) назывался «Алюминиевый запах», так и тянет в стимпанк, не правда ли?

Вообще, пока рыболовы делали приманки только себе и друзьям или маленькими партиями для ближайшего магазинчика, формы приманок поражали воображение.

Лягушка

Механическая лягушка: пропеллер при проводке своим вращением поворачивает скобу, которая заставляет шевелиться лапки.

Чупахата

“Cotton’s Topwater” – это чудо с боковыми колёсиками-черпаками могло скользить поверх водных зарослей по мелководью…возможно кто-то захочет воспроизвести эту конструкцию в наше время, а то всё «попперы» да «пенсилы»…

Но по мере увеличения массового промышленного производства детали приманок становились более унифицированными – и привычных нам блёсен (с сердечником и вращающимся вокруг него лепестком) становится постепенно всё больше, а лепестки использовали в самых разных видах оснасток, из которых потом «выросли» спиннербейты.

Вертушка CUPSUPTIC

В американском субботнем журнале за апрель 1911 года про такие блёсны писали «Попробуйте вертушку Stanley Cupsuptic, когда в следующий раз вы соберётесь рыбачить там, где сложно раздобыть живую насадку».

Вертушки разные

Эти, более привычные нам, «вертушки» от компании Murray Bait Company появились в конце 30-тых годов прошлого века. В те годы и после Второй Мировой войны такие блёсны появились и распространились и в Новом, и в Старом свете уже в промышленных масштабах.

Старые Mepps

Вертушки MEPPS (Sheldon’s Inc) 50-х годов прошлого века не очень-то изменились, по мнению президента компании Майкла Шелдона
(кадр из фильма «History of Mepps Fishing Lures»).

В общем, листая старинные каталоги, можно увидеть всевозможные формы и пропорции блёсен, их сочетания с оснастками и сердечниками, применение различных металлов и других материалов – перечислить все эксперименты, особенно за 19-20 века сложно… Кажется, что перебрали всё возможное, одновременно периодически выясняя, кто и что сделал первым.

Тем важнее найти новое уникальное сочетание всех параметров, от марки материала до типа крепёжной дужки или диаметра проволоки, на которой вся вертушка и собирается. И, разумеется, нужна высокая точность при изготовлении всех комплектующих. За последние полтора десятилетия многие знаменитые имена потускнели именно потому, что по разным причинам фирмы стали экономить на точности изготовления. Один из результатов курьёзен: изготовители подделок под такие бывшие звёздные модели могут с апломбом утверждать, что они не хуже…

Но тем больше доверия к маркам, сохраняющим тщательность в работе вопреки всему. Pontoon21 – в их числе. Как с самого начала серии Synchrony и Ball Concept Spinner (BCS) установили самую высокую планку в искусстве вращения и привлечения разнообразных рыб, так они эту планку и удерживают. Повторить не получается ни у кого, потому что фишка вертушек Pontoon21 – в той самой полузабытой другими инженерной точности и производственной тщательности выполнения всех идей. А их немало.

Trait Таймень Ивашков

Вертушка Trait #1 соблазнила тайменя весом в 10 кг для Алексея Ивашкова, а ведь он был «новичок», и это был его первый таймень!

Trait Язь

Точность изготовления, особенно значимая для маленьких размеров BCS – залог того, что на изящные вертушки Pontoon21 клюют все, и здоровые таймени, и симпатичные язи!

Раскрывать все смысла нет. Но указать на главное вполне возможно. Дело в умении собрать в одну цепочку множество частных балансов, и в Pontoon21 такую систему расчётов назвали ZVBS (Zero Vibration Body System). Перечислим некоторые взаимозависимые связи этой сложной системы: характеристики материалов относительно размеров сердечника и лепестка; сочетание размеров и масс различных комплектующих; распределение веса сердечника и других компонентов по главной оси; глубина штамповки лепестка и стабильность его вращения; пропорции лепестка и угол его вращения; размер крепёжной дужки в сочетании с пропорциями лепестка; опушка тройника и стабилизация блесны… Можно продолжать, но и без того понятно, насколько сложны взаимозависимости всех элементов, особенно когда и сам сердечник состоит из отдельных элементов – шаров разного диаметра как у знаменитой серии Ball Concept Spinner от Pontoon21.

Ball Concept Spinner чёрный фон

Вертушки Pontoon21 – это точность во всём, от обработки металла до вязки опушки и технологии окраски сердечника. Не пытайтесь повторить…:)

Все элементы вертушек Pontoon21 (за исключением основной оси, дужки и тройника) изготавливаются из определённого сорта латуни. Под его удельный вес и подобраны все размеры, толщины и пропорции для каждого размера каждой модели, поэтому бесполезно повторять эти вертушки из других сортов латуни и, тем более, из других металлов.

Латунь имеет бОльший удельный вес, чем железо (из которого обычно делают дешёвые вертушки). То есть блесна того же веса из железа крупнее, а это далеко не всегда полезно. Кроме того, чтобы добиться относительно стойкого покрытия и защитить от коррозии, железные компоненты нужно предварительно обрабатывать (меднить), создавая промежуточный слой, и лишь потом покрывать другими металлами (например, никелем) и лаками. В целях экономии далеко не все меднят железные заготовки, и при повреждении красочного покрытия такие блёсны быстро ржавеют. Почему не делать вертушки из меди, раз на неё так хорошо «ложится» гальваника? Медь сравнительно мягкая – это минус как при производстве, так и для многих условий ловли. Ещё один металл, встречающийся в блёснах – вольфрам. Его действительно используют, но только для сердечников отдельных моделей (такие у Pontoon21 тоже есть).

Форель и TB Trait

Форели могут быть очень привередливыми, поэтому только точность изготовления блесны, и, следовательно, её работоспособность независимо от обстоятельств гарантируют вам победу при любом настроении пятнистой красотки
(блесна TB Trait с вольфрамовым сердечником).

Штамповать из вольфрама лепестки и дорого, и неэффективно. Таким образом, латунь представляется наиболее подходящим металлом для изготовления высококачественных вращающихся блёсен: она технологична, сравнительно долговечна и приемлема по стоимости – если речь о высококачественных блёснах. Есть и ещё одно свойство у латуни, обманчиво неважное для людей, но заметное для рыб: латунные элементы блесны, контактируя между собой на проводке, создают не пронзительный звук, а благородно приглушённый, и эта звуковая волна воспринимается рыбами в воде куда благосклоннее – она их не пугает, а заинтересовывает.

Той же цели служит и редко встречающийся способ окраски лепестка. Двусторонняя реверсивная окраска лепестка Pontoon21 при вращении создаёт своего рода 3D эффект, и цветовой сигнал стабильно хорошо виден, с какого бы угла хищник не следил за блесной.

Угол обзора

Атака преследованием (из зоны R) – наиболее частый случай; из зон LS или RS – немного реже; атаки спереди, то есть в противоход – самые редкие.

«…Рыба, находящаяся в зонах LS или RS, видит как верхнюю (лицевую), так и внутреннюю стороны лепестка. То есть, рыба, атакующая из любой из этих зон, видела обе стороны лепестка. Из зоны R, как следует из рисунка, передняя (лицевая) сторона не видна вовсе, а видна как раз внутренняя.

Таким образом, из совокупной области, откуда происходит большинство атак, внутренняя сторона лепестка, пусть с разной степенью, но видна гораздо чаще, чем внешняя. Прямо скажем, внешняя-то из зоны самых частых поклёвок (зона R) вообще не видна. Так зачем внешнюю, чаще только её, и раскрашивают? Для кого?»

(«Металлические приманки. Инструкция по применению (часть II)»)

ссылка: http://www.moscanella.ru/Publication.aspx?PublicationId=49.

Изображение вертушек

Пока вы задумываетесь над ответом, мы отметим типы покрытия лепестков блёсен Pontoon21. Все рыболовы знают о разнице между никелированным покрытием и анодированием серебром: никель, по мнению многих рыболовов, блестит слишком сильно, тогда как серебро распространяет мягкий блеск и именно такой лучше во многих случаях, чем полированный яркий отблеск никеля. А если сравнивать золотистый лак, полированную латунь и анодирование 24-х каратным золотом, то по имеющейся статистике золото добавляет почти 20% к блеску латуни, оставаясь в то же время мягким свечением. Анодирование благородными металлами – процесс куда более сложный и обходится дороже, чем окраска или полировка никеля с латунью, но он во многих условиях ловли создаёт более привлекательный визуальный эффект.

Анодирование благородными металлами в сочетании с оригинальной двусторонней реверсивной окраской создаёт при движении вертушек Pontoon21 впечатление объёмного цельного объекта с эффектом стробирования (периодических вспышек) от вращения лепестков; частоту этих вспышек можно варьировать, так как вертушки Pontoon21 работают и при медленной проводке.

Читайте Продолжение!

 

НЕ-инструкция о выборе удилища

Редакция 15 апреля 2024

«Когда твой друг — необыкновенное существо, способное превращаться в кого угодно…» (из аннотации к книжке про метаморфа)  Читать

GAD GANCHO 2023: Момент истины и Магия рыб

Редакция 15 января 2024

Посмотрите на эту картину Пауля Клее начала прошлого века. Нет, мы не ярые поклонники современного искусства, но даже при ироничном отношении к такому стилю в целом, согласитесь, что она притягивает…  Читать

Pontoon21 Prime Category Fabula Tinta
Рыбалка по правилам высокой классики

Редакция 3 января 2024

Самая значимая новость 2023/2024 – целая серия высокого класса от Pontoon21  Читать