Перебирая рыболовные фотографии уходящего 2019 года, я прямо-таки поднял себе настроение от живописных иллюстраций с добротными уловами на фоне моей физиономии. А ещё я поймал себя на мысли, что основное число моих фидерных рыбалок в этом насыщенном сезоне прошло именно на реках, причём совершенно разных, больших и малых, мелких и глубоких, как с сильным, так и с умеренным потоком, и, главное, с совершенно разными по видовому составу рыбами. После такой позитивной встряски в голову пришла мысль: а не сделать ли какой-нибудь весёлый отчёт или просто конструктивную статью, где попробовать как-то сочно описать в нескольких пунктах, что нужно делать рыбаку, чтобы хорошо ловить на речке. Конечно, в одном материале сделать это невозможно и, скорее, всё это дело растянется на несколько частей, но начать-то мне никто не мешает, попытка не пытка, тем более, когда в душе весёлая песня.
Да, кстати, если есть песня, значит, есть и танец – назревает реальная дискотека! И раз уж я люблю фидерную рыбаку, то пусть дискотека будет фидерной.
В первом материале расскажу Вам, как стать звездой фидерной дискотеки на реке с сильным течением и с не слишком большой глубиной. Водоёмов, где сила потока такова, что вес кормовых устройств начинается минимум с массы 80-100 грамм и заканчивается кормушками чуть не под 180 грамм у нас полно. При этом рыба там есть, и она очень хочет кушать. Но ловить на такой сумасшедшей тяге ух, как непросто. «Непросто» не значит «невозможно». Поверьте, на таких водоёмах можно очень даже успешно долбить современной донкой хорошую рыбу. И поскольку многие просто не умеют настраивать снасти на подобные условия, прессинга на быстрых речках почти нет и поэтому рыбы в них много. Ну ладно, начну вещать.
В донной рыбалке всё начинается с точки. Если точку выбрал неправильно, то даже с идеальной снастью и супер вкусным кормом, скорее всего, будет пролёт по результату. Ловить без понимания места, куда забрасываешь, категорически нельзя, тем более на быстрой реке. Если уж мы сравниваем всё с дискотекой, то если собрался на танцульки или тряску башкой, то должен точно знать, в каком клубешнике она проходит, в каком стиле сама вечеринка, например музыка 90-х, рейв-прогон и жёсткий панк-рок, то есть понимать название и адрес места сборища правильной толпы – и соответствовать стилю. Согласитесь, что если настроить себя на тяжёлую музыку рок-концерта и припереться в таком прикиде с начёсанным хаером в деревенский клуб, где играет вялая попса, то, скорее всего, вас будет ждать полное фиаско с физиономическими потерями. Другими словами, вы должны найти то место под водой, которое соответствует вашему фидерно-музыкальному настроению, чёткую локацию, где плавают те, кто с вами на одной волне.
Если уж мы коснулись темы быстрых и не слишком глубоких рек, то тут нужно найти точку с максимальными аномалиями, где ваша кормушка могла бы жёстко фиксироваться. Аномалии – это любые неровности в рельефе или особенности подводного грунта, заметные на фоне общей картины дна. Необычные места на дне – это почти всегда точки, где тусит рыба, она там прячется, кормится и отдыхает. Вопрос только, какая рыба, то есть она каждый раз может быть разной, но она там точно есть. Я, пока не найду такого места, даже не начинаю рыбалку, а если его нет на берегу, куда я пришёл, просто меняю место. Поиск аномалий выполняется рабочей удочкой и специальным грузиком методом забросов, счёта скорости падения свинца и волочения поискового «механизма» по дну. Я зацепляюсь за всё, что необычно, главное, чтобы оно было ярко выраженным. Меня интересуют бугры, водоросли, свалы, коряги, ракушки, переход плотного по структуре дна на мягкое. Причём на быстрых и сильных речках я никогда не пытаюсь найти такое место далеко от берега, понимая, что вдали не удастся зафиксировать кормушку на дне. Идеальные точки могут быть и в 15-ти метрах от берега, главное, чтобы кормушка стопорилась и спокойно потом вытаскивалась. Естественно, помимо аномалий, я ищу и глубину, желательно больше, чтобы ловить не как в прозрачной ванной, ведь рыба тоже не дура, ей нужно поглубже. После выявления места я снимаю груз, определяю вес рабочей кормушки и начинаю забрасывать в воду разные по массе кормушки, стараясь их там максимально надёжно зафиксировать. Естественно, на быстрых реках почти всегда начинаю с 80-ти граммов и могу дойти до 150-ти. Если даже максимально тяжёлая не удерживается, чаще в таком месте не ловлю. Ведь если кормушка не стоит, значит, корм будет размываться и «слизываться» течением вниз.
Второй этап любого музыкального утренника с фидерной снастью – это прикормка. Все без исключения поклонники донки знают, что корм должен соответствовать водоёму, сезону и видам рыб, которых вы собираетесь ловить.
По опыту на речках с сильным течением весной, летом и осенью нужно использовать мелкие и среднефракционные, но при этом инертные прикормки, которые могли бы приклеиваться ко дну как масло к бутерброду. Такие липкие, тяжёлые корма создают минимальную кормовую линию, поэтому хорошо концентрируют рыбу в одной точке. На водоёмах, где много разнорыбицы и есть возможность привлечения «крупнячка», я нередко в качестве добавки использую ещё и зёрна кукурузы или элементарное недоваренное пшено.
Кстати, частенько выстреливает история кормов с очень сильным аттрактивным сигналом или, если по-простому, с эффектом быстрого привлечения рыбы за счёт особых химических компонентов, ароматизаторов и «вкусного» цвета. Это всё равно как если приходишь на «дискач» с очень ярким приятным парфюмом, и на тебя непроизвольно обращают внимание и дамы, и кавалеры. Вообще, очень часто на реках, где нет прессинга, хорошо работают яркие корма, они будто даже усиливают привлекательность, призывая ярким практически неоновым цветом всех рыб на пирушку.
Третья важная составляющая – это правильная снасть. В моём случае это всегда максимально приближенный к идеальному фидер для конкретных условий, который способен точно метать кормушки с кормом, вытягивать их оттуда, имеющий правильное «сложение» и способный сопротивляться напору течения. А ещё он должен хорошо регистрировать поклёвку ну и, естественно, помогать брать рыбу в плен. Фидер, по большому счёту, это ваш коронный танец на этой дискотеке, а музыку создаёт стихия, в которой вы ловите. Если стихия долбит тяжёлый драмбейтц, а вы исполняете под него классический вальс, то звездой вам точно не стать. Вы должны чувствовать музыку, поэтому танец должен быть в максимальной степени гармоничным, в такт. Для рек с сильным потоком я использую «хевики» (Heavy) и «экстрахэвики» (ExtraHeavy) длиной 4,20 – 4,50 м с большим тестом. И нередко бывает так, что и на коротких дистанциях именно они меня выручают. Живой пример – осенние рыбалки этого года в Астрахани, когда на расстоянии от 15 до 30 метров от берега я работал длинной удочкой BRISCOLA GRUMO (Medium Heavy) длиной 4,24 м и тестом 112 г.
Кто-то скажет, что это удочка для дальних дистанций. А я скажу, что она была идеальной для такого сильного течения и именно той точки, которую я нашёл под водой. Условия, в которых я ловил, требовали крепкую, жестковатую рапиру с большой длиной и добротным тестом более 100 граммов, чтобы на каждом забросе класть в точку именно большую порцию корма, и при этом после мощных поклёвок карасей и сазанов выдёргивать их из-за бровок. Если бы я ловил классическим «медиумом» (Medium), то мой танец был бы корявым неуверенным, а тут у рыбы просто не было шансов. Другими словами, я хочу сказать, что снасть должна соответствовать ситуации, как танец музыке.