Разделы

Теги

Ещё
Блоги
19 января 2018 г. В Тайге перед ледоставом. Часть 2
22 декабря 2017 г. Летняя Волга. День второй. Окуни атакуют!
16 ноября 2017 г. Летняя Волга. Первая разведка
10 ноября 2017 г. В Тайге перед ледоставом. Часть 1
20 января 2017 г. «Умирающий твичинг» для зимней щуки

Похоже, тренировочные сборы спортсменов краснодарской федерации рыболовного спорта становятся доброй традицией. Первый в истории УТС я, как старший тренер сборной края, организовал в марте этого года. Тогда мною было принято решение провести сбор на участке реки, который подготавливался нами для предстоящих соревнований. Мы там все облагородили и адаптировали под требования спортивной дисциплины: нами чистились берега от молодой поросли, строились поперечные перегородки, призванные снизить силу течения и создать равные условия для всех участников, исключив вероятность возникновения так называемых «аквариумов» - секторов, в который скапливалась бы в большом количестве рыба и, что немаловажно, мы провели уборку мусора на прилегающем участке, оставленный безответственными отдыхающими. Ну и, самое беспрецедентное – это запуск ручьевой форели специально для учебного сбора!

Нынешний сбор я решил провести на другой реке высоко в горах Карачаево-Черкесии по дикой рыбе. Моя позиция тверда и неизменна: кто умеет ловить дикую форель - тот с выпускной справится в любых условиях! Это я знаю железно на примере собственной спортивной карьеры, ведь когда я только начинал выступать на Чемпионатах мира, опыта ловли запущенной пеструхи не имел вовсе. Тогда не было иного варианта, кроме как опираться на понимание ловли «дички», по которой уже на тот момент у меня был немалый опыт. А теперь, когда у нас есть возможность проводить и соревнования, и УТС с запуском рыбы, обязательно необходимы коллективные тренировки и на диких реках.

Мероприятие носило закрытый характер, на него были приглашены только те спортсмены, которые принимали участие в предыдущем мартовском сборе и имеют большое желание повышать уровень собственного мастерства.

Изначально заявились более двадцати человек, но мероприятие было решено провести среди недели, поэтому очень многие не смогли в нем принять участие. В итоге приехали к месту проведения сбора девять человек. От УТС был освобожден Алексей Ивашков, который предпочел отдохнуть и подготовиться к кастинговому туру, который определит пятого спортсмена сборной России, который выступит на чемпионате мира в Болгарии. Утром, 23 апреля, все были на месте.

По регламенту нынешнего УТС, первый день все ловят только на металлические приманки, в первую очередь, вертушки. Логика такого решения в моих выводах, сделанных после наблюдения за работой спортсменов на Кубке ФРС, прошедшем в конце марта. Тогда подавляющее большинство участников основное внимание уделяли воблерам, тогда, как Алексей Некрылов – победитель Кубка в личном зачете, абсолютно всю рыбу поймал на вращающуюся блесну. Ловить воблером, конечно, результативно почти всегда. Его техника анимации и, что самое важное, понимание самой сути ловли форели воблером, наиболее сложны в сравнении с другими типами приманок и стилями их подачи. Но блесна, несмотря на свою внешнюю примитивность, очень часто, при определенных неведомых условиях, перелавливает всё остальное напрочь. Важно и то, что вращалка дает очень стабильный результат во время соревнований в те периоды, когда рыбу перекололи и она ко всему относится с большим подозрением. Именно с целью повышения навыков ловли блеснами я и принял решение ввести такое ограничение на первый день ловли.

Никаких временных и пространственных ограничений сегодня нет. В нашем распоряжении участок реки протяженностью 12 км – более чем по тысячи метров реки на каждого из нас!

Из соображений техники безопасности решаем разбиться на пары и подвое облавливать участки реки. В 12.00 Ираклий Чапчев на своем вездеходе начал десантировать группы через каждые два километра, продвигаясь вверх по реке. В процессе ловли все будут двигаться вниз, к вечеру дойдя до базы, на которой мы остановились.

У меня сегодня напарник Сергей Алексеев.

Ираклий забросил нас максимально вверх к границе заповедника, откуда мы и начали ловлю. Высота над уровнем моря здесь 1300 метров.

Это сказалось на состоянии местной растительности: всего двумястами метрами ниже лес уже совсем зеленый, а тут листва только начинает проклевываться.

Бессонная ночь (в четыре утра выехал из Краснодара, проделал путь в 330 км, а накануне вечером прилетел домой из Москвы) дала о себе знать сразу – я взял из машины поясную сумку, в которую забыл положить коробки с блеснами! К моменту, когда это обнаружил, Ираклий уехал. Хорошо, что я не один – Сергей выручил блесной Pontoon21 Trait #0 со стандартной огрузкой из трех латунных шариков, которой я и ловил всю сегодняшнюю рыбалку!

Блесна пришлась очень кстати: размером и сопротивлением при проводке она идеально подошла к нынешнему уровню воды. Но по какой-то причине форель ловиться начала не сразу, первый час ушел на «пристрелку»: определили горизонт проводки, ее скорость. Да и места, которые мы проходили в течение первого часа ловли были не самые перспективные: река здесь разливается на несколько рукавов, которые почти не имеют никаких затишков, где бы могла держаться рыба.

К часу дня мы прошли более километра береговой линии и попали в ущелье, где река переходит в монорусло и здесь уже появляется довольно много приямков, обраток и даже заливов. Встав на первом же перспективном местечке, делаю короткий заброс чуть выше по течению в струю, приманку сносит на 40-50 градусов и только тогда я начинаю медленную монотонную проводку вначале перпендикулярно течению, а затем, когда блесну выносит в приямок, провожу по диагонали, стараясь удерживать приманку в нижнем слое. Именно в момент перехода блесны из струи в приямок происходит поклевка, подсекаю, форель на крючке, но у берега сходит. Проходим дальше, Сергей встает в очень интересное местечко: приямок, образованный перекрытием части русла нанесенными большой водой ветками и корнями деревьев. Здесь у него за блесной несколько раз выходит форель, которая на очередной проводке атакует вертушку, но сходит. Да, непростая задача удержать на крючке без бородки дикую верткую пеструшку.

Следующее место, привлекшее наше внимание – это довольно глубокий красивый плес.

Основная струя проходит под тем берегом, а под нашим образован приямок с приличной глубиной. Сергей встал в нижнюю часть плеса, на выходе в перекат, а я занял позицию в самой его верхней части. Первый заброс, качественная проводка в придонном слое с минимальной скоростью, но ничего… Вторая проводка, третья… Нет ни поклевок, ни выходов за приманкой. Странно, место очень перспективное, да и форель сейчас должна быть на пике активности – сезон! Начинаю экспериментировать с дистанцией заброса, посылая приманку выше по течению, давая ей заглубиться как можно ниже в самой струе и на очередной такой проводке за вертушкой из струи к самым ногам пришла форелька, которая, как только я вытянул блесну из воды, развернулась и встала на границе со струей в пределах моего зрения. Повторяю заброс, но уже прицельно, просчитав траекторию блесны так, чтобы она прошла на оптимальном расстоянии от рыбки и как только вертушка промелькнула мимо носа форели, реакция той была молниеносной – тройник Trait #0 оказался в пасти пеструхи, а та, в свою очередь, в подсаке.

Начало положено! Отпускаю пеструшку.

Повторяю несколько проводок на этом месте, но, как не старался, поклевок больше так и не происходило. Долго на месте не задерживаемся, вечер не за горами, а нам еще предстоит пройти минимум 9 километров до лагеря по большим камням, скалам и густому лесу.

Кстати сказать, в лесу уже очень много папоротников. Именно в таком состоянии насыщенной молодой зелени они мне нравятся больше всего!

До очередного места мы шли не долго – оно довольно локально и находится под противоположным берегом, здесь нужен очень точный дальний заброс.

Важно попасть под самый берег, чтобы блесна прошла как можно медленней и задержалась в перспективном месте дольше. С первого же заброса мне удается положить вертушку под самые камни и, начав проводку, тут же получаю поклевку – есть!

Даже такая мелкая рыбешка на столь сильно течении доставляет немало трудностей при вываживании – перетянуть ее через струю (на сленге спортсменов-форелистов это звучит как «протащить через унитаз»), не дав сойти с безбородого крючка весьма непросто.

Отпустив форель обратно в реку, принимаюсь более детально обрабатывать местечко под тем берегом, однако поклевок нет. Все же, легкую «нулевку», да еще и с лепестком, угол отклонения которого относительно оси не превышает 35 градусов, очень быстро выносит на струю. Здесь, пожалуй, самым оптимальным вариантом была бы Synchrony #1 с родным вольфрамовым сердечником. Но, увы, коробки со всеми моими спортивными блеснами остались в лагере, и заменить «нулевку» просто нечем.

Проходим на пару десятков метров ниже и оказываемся у очень привлекательного закоряженного местечка: половину реки перегородила упавшая ель, а за ней сразу большие завалы старых сухих стволов и корней, принесенных откуда-то паводком.

Сергей не рискует забрасывать в самую гущу веток, встает ниже меня и облавливает выход из перспективного местечка на перекат, а я решаюсь забросить в завалы.

Сделав несколько точных забросов и не получив поклевки, говорю Сергею: «Форель, скорее всего, у дна, а глубина там около полутора метров. Вертушкой рыбу не достать – быстро выносит, здесь резина нужна!». Сергей тут же с энтузиазмом отвечает: «А у меня есть с собой один крючок и силиконовый червь!». Джиг-головка, перепаянная из нахлыстового крючка, оказалась идеального веса для этого места – около грамма. Я насадил червя, оставил слегка изогнутым хвостик, забросил аккурат под бревно, дал оснастке опуститься на дно и тут же ощутил поклевку – есть! Очень быстро рыбка оказалась в подсаке.

Снимаю силиконовую приманку, отдаю ее Сергею и предлагаю потренироваться с ней именно на этом месте, как правильно проводить он видел. Сам опять ставлю тот же Trait #0 и иду дальше, к очередному местечку. Вскоре меня догоняет и Сергей: «Оборвал я червяка там…», – сказал он. Ну и ничего страшного, ведь это был локальный эпизод с применением приманки, не относящейся к цели сегодняшнего УТС, поэтому продолжаем ловить вертушками.

Двигаясь вниз по течению, примерно полкилометра не было ни единого перспективного места, но вскоре мы дошли до потрясающего места – устья реки Макера, которая является заповедной и в ней никогда нельзя рыбачить.

Здесь, у устья, перспективных зон довольно много: у нашего берега и под тем берегом есть приямки. Я начал облавливать сначала ближние места, совершая короткие забросы немного выше себя по течению, давая блесне притонуть, и начинал проводку в насколько это возможно медленном темпе. Тактика сработала уже на первых же проводках: сначала за блесной к берегу прибежало несколько пеструшек, а затем я поймал подряд четыре форели.

Сергей, стоявший чуть ниже меня, поклевок и выходов не видел. Он обратился ко мне с просьбой показать проводку блесны во всех деталях. Я продемонстрировал ему все пошагово: заброс под Х (10) часов на дистанцию 5-7 метров, сплав блесны до уровня XII (12) часов и начало медленной проводки с такой скоростью, чтобы лепесток вращался уверенно без сбоя, но, при этом, и блесна шла как можно ближе ко дну. Даже во время показательной проводки у меня случилась поклевка, закончившаяся сходом. Сергей встал в трех метрах ниже меня, воспроизвел мои действия и тут же получил поклевку, правда, его рыбка тоже сошла.

Впрочем, Сергей довольно скоро на этом же месте закрепил успех в понимании проводки поимкой первой пеструхи.

Место перестало работать, как это бывает всегда после поимки нескольких пеструх. Нет, это не значит, что рыба тут закончилась, она просто насторожилась и больше не реагирует на приманку. Конечно, если упереться, подобрать другую приманку, то поймать еще несколько рыб с этого места можно, но наши планы на сегодняшний день – это ловля только блесной. Да и до лагеря еще предстоит пройти около восьми километров, поэтому задерживаться на одном месте долго мы не можем.

Пройдя буквально 30 метров, я обнаруживаю интересный приямок под своим берегом с навалом веток.

Забрасываю, медленно провожу – есть!

Отпускаю рыбку, снова забрасываю, но больше ничего. Прохожу чуть ниже и с первой же проводки ловлю совсем мелкую пеструшку.

Ниже по течению начинается протяженный перекат, который мы быстро проходим и вскоре оказываемся у очередного интересного местечка: часть русла врезается в мелководный широкий перекат, сразу за которым под невысоким обрывистым берегом расположен приямок.

Я занимаю позицию, делаю заброс к нижней части приямка, завожу лепесток вертушки и, очень медленно вращая рукоять катушки, начинаю проводить блесну против течения. Едва приманка прошла пару метров, как я ощутил поклевку – есть!

Еще заброс – снова есть!

И третий заброс приносит форельку.

Сергей встает рядом, забрасывает в приямок и получает сход. Поклевка произошла – значит, делает все правильно. А вот умение вывести мелкую юркую рыбку, не дав ей сойти – это навык, который нарабатывается только с практикой.

Как водится, местечко очень скоро замолчало. Продолжаем наш путь вниз. Теперь нам предстояло пройти через густой хвойный лес, состоящий из елей и пихт. Сразу за ним открывается поляна с живописным видом на реку – хоть картину пиши!

Здесь особенно перспективных мест нет, но имеются отдельные весьма локальные приямки.

Один из приямков сработал – из него я поймал мелкую форельку.

Из другого такого же локального приямка Сергей тоже ловит пеструшку, но еще более мелкую.

Я, было, подумал, что в таких местах сейчас «детский сад» – ловится одна мелюзга, но, пройдя ниже, из очень мелководного затишка ловлю форель стандартного размера.

Из этого я сделал вывод, что именно сейчас начинается вечерняя активизация рыбы, как это бывает обычно. Порой, не увидев в первой половине дня и поклевки, может сложиться ложное впечатление, будто форели и нет вовсе. Но в определенный момент, будто по команде, река «оживает» - ловиться пеструха начинает исправно, атакуя приманки яростно и жадно. Примерно такая картина и сейчас: первые два часа ловли почти ничего не дали, но теперь любое перспективное место дает как минимум поклевку.

Очередное место внешне меня сразу порадовало: подмытые корни деревьев с навалом веток и стволов. Такие места – идеальное укрытие дня форели и от хищника (здесь враг номер один для пеструхи – выдра), и от сильной струи.

Я делаю короткий заброс, захлопываю дужку катушки и, подведя блесну на минимальную дистанцию к корням, просто удерживаю ее на струе без подмотки. Реакция прятавшейся в корнях форели оказалась молниеносной – через считанные секунды последовала поклевка и совсем скоро форель крупнее, размером крупнее среднего, оказалась в подсаке.

Отпускаю рыбу, повторяю манипуляцию, но тишина… Видимо, эта форелька была дежурной. Прохожу чуть ниже и в самой гуще веток ловлю очередную пеструху.

Идем ниже. Через пару сотен метров оказываемся на берегу мелководного плеса.

Здесь я, используя все ту же технику проводки с забросом выше по течению, подряд ловлю три форельки и еще две сходят.

Сергей делает вроде бы все то же самое, но поклевок нет. Еще раз показываю ему пошагово ту же самую проводку. Он ее демонстрирует, на мой взгляд, воспроизводит все как надо, да и приманки у нас одинаковые, но рыба у него клюет неохотно. Видимо не хватает некого нюанса, который можно ощутить только шестым чувством, это появится с опытом, ведь он лишь второй сезон стал уделять внимание горной спиннинговой ловле.

Тремястами метрами ниже мы наткнулись на очень красивый перспективный плес.

Внешне я очень высоко оценил его потенциал, однако ошибся. На первой же проводке из-под того берега произошла холостая поклевка. Я уперся: делал точные дальние забросы, медленно проводил блесну сплавом, но за последующие 20 минут, как не старался, поймать так ничего не удалось. Сергей встал ниже меня и облавливал приямок с навалом из коряг и корней.

Когда он перешел дальше, я переместился на его место. Помня об особенности подобных мест, сделал заброс под самые коняги, завел блесну и стал удерживать на течении. Сразу поклевки не последовало, не было ее и через 10–20 секунд удержания блесны на одном месте. И, когда я уже хотел вымотать приманку, из гущи коряг вышла форель, пристроилась сзади вертушки, будто обнюхивая ее, а затем схватила – есть!

Это пока самая крупная форелька сегодняшней рыбалки. Как я уже говорил в самом начале, более крупную особь в этих местах соблазнить сложно, на этой высоте просто очень мало форели крупнее двухсот граммов.

Вечер приближался стремительно. В дальнейшем детальном описании рыбалки не вижу смысла – мы просто ловили рыбу вертушками (у меня была всего одна блесна на весь день).

За весь сегодняшний день мне удалось поймать около полусотни форелей, большая часть рыбы поймана именно в вечернее время. Для Сергея сегодняшний день был весьма полезен, он смог получить консультацию по ловле на вертушку и тут же полученную информацию закреплял на практике.

 
Новости
Полезные ссылки
 
Это интересно