До недавнего времени я сильно не задумывался о том, насколько действия рыбаков на льду сказываются на поведении окуня. На любой рыбалке я, конечно, стараюсь по возможности вести себя тихо. Не люблю лишние звуки на природе. Тем не менее, я считаю, что звук ледобура при бурении лунки скорее активизирует небольшого «спортивного» окушка, чем настораживает. Но опыт ловли на Ладоге говорит об обратном. Ладожский окунь оказался куда более осторожным. Особенно это было заметно на рыбалках по первому льду без снега на небольшой глубине.
Понятно, что окунь будет настораживаться не только от звука бурения лунки, но также и от грохота рыболовных ящиков и корыт, перетаскиваемых по льду. Даже ходьба рыболова может повлиять на поведение рыбы. Сейчас в интернете можно найти множество роликов, где видно как окуни шарахаются от резких звуков с поверхности льда. Когда я только начинал осваивать зимнее блеснение, то я считал достаточным сохранять дистанцию около 20 метров от ловящих рыболов. Я считал, что ближе бурить нет никакого смысла. Если рядом кто-то хорошо ловит, то значит он уже «собрал» окуней с определенной площади. Переманить «чужую» рыбу очень тяжело да и не красиво, поэтому проще «собрать» окуней с еще не занятой никем площади. Мне представлялось, что при дистанции в 20 метров я и коллеге не помешаю и рыбу «свою» соберу. Правда, некоторые опытные рыболовы иногда недовольно косились в мою сторону. Я никак не мог понять почему. Не в пяти же метрах я бурюсь, и даже не в десяти. Рыба ловилась и у меня и у них, поэтому я ничего криминального не замечал. И только в этом году мне пришло понимание насколько осторожным может быть окунь.
Частые поездки на Ладогу в этом году позволили мне накопить достаточно информации. Сначала я не мог понять, почему мне приходится очень долго «раскачивать» лунку. Не сразу сообразил, что дело может в моем рыболовном ящике, который заметно грохочет, во время передвижения по небольшим торосам.
Шум от ящика банально настораживал рыбу, и ей надо было больше времени на адаптацию. Ящик после этого я возить не перестал, т.к. слишком привык уже, но ловящих рыболовов стал объезжать по большему радиусу. Потом было несколько случаев, когда меня «обрубали» компаньоны. Вроде по моим же принципам – в 20 метрах. Но у меня после этого клев резко прекращался. Я отказывался верить в то, что окуня спугнули, думал, это просто совпадения. Но недавний случай стал последней каплей, после которой мне пришлось пересмотреть свои взгляды.
В тот раз я хорошо «раскачал» лунку и поднял рыбу под лед с глубины около четырех метров. Иногда в лунке было очень хорошо видно, как окуни атаковали блесну. При этом они плавали под самым льдом, но нормальные поклевки были только на глубине более полуметра.
Народа вокруг было не много, ближе 30-40 метров никто не бурился. А выпавший ночью снег приглушал посторонние звуки. Я продолжал ловить, привлекая внимание рыбаков.
Вот один из них не выдержал и подошел поинтересоваться, как и на что я ловлю. Делал он это очень аккуратно, стараясь наступать бесшумно. Но когда он просто подошел ближе десяти метров, у меня клевать перестало. Видимо кончилась рыба, подумал я. Показав блесну и ответив на вопросы, я не стал бурить новую лунку, а задержался на старой для эксперимента. И вскоре мне заново удалось «раскачать» окуня. Ловля продолжилась.
Через некоторое время ко мне подошел другой рыболов. Он тоже приближался очень осторожно, но все закончилось точно также как и в первый раз. Клев закончился, и рыба разбежалась уже окончательно.
Вот так на собственном опыте я убедился, насколько пугливым может быть окунь на Ладоге. Так что если вы не хотите мешать своим коллегам, то не стоит проходить или буриться ближе 30-40 метров от них. Также не следует подходить к рыболову, пока он ловит. Если хотите поинтересоваться, как и на что он ловил, то дождитесь момента, когда он будет менять место. В этом случае у вас будет больше шансов получить нормальный ответ.