Разделы

Ещё
Статьи

Развиваю успех на озере.

Утром не затягиваю с кофе и разговорами за жизнь, Николаю тоже интересно, так что вперёд на реку. Начинаем с «медвежьего» места, всё получается. Перемещаемся вниз по реке и опять ничего, кроме хариусов, пока не находим участок с разделением русла. Блёсен использую две, как и вчера, и этого вполне хватает для клёва. Пробую и разумных размеров вертушки, но их жалует только хариус, голец это есть отказывается. Ну и ладно. Правда, более чем в три килограмма рыбы мне не попадаются, а хотелось бы. Чувствуете разницу? Ещё позавчера я с трудом засыпал по причине убого клёва, а сегодня уже и жемчуга мелковаты…Обедать велено приходить в «отель», народ всякие вкусности от избытка времени готовит, нельзя отказываться. По дороге поневоле припадаем к земле, ягод голубики и морошки местами столько, что удержаться нельзя. Кстати! Ещё и грибов в тундре богато – сыроежки, подосиновики, подберёзовики и даже опята. Говорят, что местами и белые грибы попадаются, но я их не видел, а вот красивый мухомор на склоне у речки таки нашёл.

Обед был душевный, плюс икра чира подошла к стадии «можно есть». Пока шли, обедали и пили чай, заметно стих ветер и небо практически очистилось от облаков. Вот это были первые тихие и солнечные полдня с момента моего прибытия на Чукотку. И тут мне в голову приходит мысль: «надо попробовать на озере, ведь голец поднимается вверх по речке, а она вытекает из него». Мне помогают доставить лодку до озера, гладь на нём просто зеркальная. Ружья и сопровождающего мне не надо, но вот сигнальные ракеты беру с собой. Договариваемся, что до темноты я должен вернуться, если задержка без проблем – жёлтая в небо, если проблемы – красная. Всё, погрёб помаленьку.

В разведку на озеро я взял уже другой спиннинг – «американца» от «St.Croix» потому что он длиннее, чем мой «речной японец», и более пригоден для дальних забросов. На озере больше приходится работать «по площадям», а на реке требуется точечная обработка и там годился спиннинг покороче. Водоём имел отчётливую вытянутость в длину. Из предпочтений по берегам выбрал левый. Во-первых, он был более каменистым, во-вторых, по этому берегу в озеро впадало гораздо больше ручьёв и ручейков. И надо сказать, что в своих рассуждениях я не ошибся. Наибольшая концентрация рыбы находилась именно у впадения ручьёв, а если их было 2 или 3 на небольшом расстоянии, то это было именно «в точку». И как я уже заметил раньше, голец имел привязанность к галечнику.

Метров 300 прошёл, можно и поработать, место уже подходящее. Куртки поснимал, вообще на дворе лето настоящее вдруг случилось. На поверхности озера идеальная и зеркальная гладь, какой я больше в этой поездке не видел, кроме как во время обратного пути на побережье. Цепляю уже проверенную с красной полосой 5-граммовую колебалку и делаю заброс под вытек ручья. И сразу на неё садится хариус. Забыл про третий признак рыбного места сказать: это, опять-таки, буруны. Вот там, где они были, всегда что-то ловилось. Второй заброс немного в сторону – и опять поклёвка. По тому, как она происходит, можно понять, что схватил приманку голец. Ощущается это, как будто кто-то мощный остановил движение блесны в воде – и точка, никуда более она не движется. И лишь спустя какое-то время этот «кто-то» начинает довольно сильно и ровно двигаться по своей траектории. Но с твоей приманкой. Вот тут и начинается борьба рыболова и рыбы. Ловить с маленькой надувнушки кутерьма ещё та, тем более что у тебя происходит борьба с сильно сопротивляющимся своему пленению гольцом. С собой я взял кусок верёвки с небольшой железякой, походный якорь такой. После того, как умаял рыбу и освободил от крючка, понял, что я метров на 15 сместился от того места, где опускал свой якорь. И в этом мне посодействовал голец размере килограмма на три. Железка оказалась мала весом, но всё же, это лучше, чем ничего. Иначе бы рыбы утаскивали меня с лодкой ещё дальше. И всякий раз приходилось поднимать железку и возвращаться поближе к вытеку.

Далее у меня происходила просто ровная ловля рыба по схеме. Перестало клевать – гребу вдоль берега до впадения пары ручьёв. Якорюсь на удалении метров 15 от берега и между вытеками, ловлю рыбу. И она ловится. Из интереса меняю приманки, стараюсь определить основные рыбные пристрастия. «Озёрное меню» складывается из небольших колебалок, причём даже весом в 2,5 грамма (ох, друзья-советчики, сколько раз я вас вспоминал!) и небольших же вращающихся блёсен. Цвета наибольших предпочтений среди колебалок – с яркой красной или розовой полосой и просто оранжевых оттенков. У вертушек наиболее в ходу латунь и медь. Просто серебро кроме «харьков» особо никого не интересовало. Для мелкости применяемых приманок я нахожу только одно объяснение: у всех гольцов, что вскрывали, в желудках не было ничего. Практически ничего, кроме чьей-то крупной и красной икры. Такая вот у них диета.

Дошёл до косы, как полуостров уходящей в озеро. Дальше по озеру решаю не уходить, рыбы уже наловился и чтобы не работать вёслами издалека, лучше потихоньку с остановками буду возвращаться назад. Опускаю якорь и на берегу вижу что-то такое, чего не было раньше. Метрах в двухстах кто-то спускается от сопки к озеру, но такого зверя лично я раньше в природе не встречал. Голова узкая, лапы кажутся полусогнутыми, спина и зад тёмно-бурого цвета, а грудь отчётливо светлая. Передвигается не быстро и задняя часть у неё при этом подпрыгивает как-то по-инвалидски. И тут я соображаю, что этот зверь и есть самая настоящая росомаха. Вот это по-нашему, по-чукотски! В общем и целом проследил я путь росомахи от подножия сопки к озеру, далее она вышла к косе-полуострову для осмотра береговой кромки. Видимо, это был её стандартный маршрут и допрыгав до конца косы, росомаха пропала у меня из виду. Максимальное расстояние, что нас разделяло, было не больше, чем 80 метров. Но почему-то я даже и не вспомнил о том, что могу сделать фото или видео, жаль. Одно успокаивает: всё-таки видел, и есть что вспомнить.

Понемногу плыву к месту встречи, иногда забрасывая блесну в лучших на этот день местах. Рыба продолжает ловиться, однако ничего, превышающего 3-3,5 кг мне не попалось. А рыбы крупнее весом здесь есть, в чём я убедился по возвращении. Пару гольцов, попавшихся в сетку, были явно за 5 кг. Завидую молча, но надеюсь и на свою удачу. Вечером пожарили в виде стейков этих двух самых крупных, очень вкусно. Местные считают, что голец по вкусовым качествам среди лососёвых на первом месте. А я и не спорю. Я думаю, что завтра делать буду.

На озере в дождь и ветер.

Просыпаюсь оттого, что отчётливо слышу стук капель по крыше вездехода. Сюрпрайз, однако. Но горевать особого смысла не нахожу, правда, вспоминая вчерашнее лето становится немного обидно. Старший сказал, что если дождь не пройдёт, то будем двигаться дальше по маршруту. Пока пьём чай-кофе и завтракаем, дождь постепенно сходит на нет. Пасмурно, ветрено, но в общем и целом ничего страшного на улице нет. Не надо строить прогнозы на чукотскую погоду, и тем более не надо горевать от того что есть. «И это пройдёт». Что я имею на сегодня по планам? Глядя на волны на озере, ни о какой лодке даже и думать нечего. Та часть берега, где я вчера успешно ловил гольцов – под ветром, это радует. Меня и Николая в сторону косы добросят вездеходом, это радует ещё больше. Но заберут часа в 4 после обеда, и сразу поедем к следующей точке нашего маршрута. Очень даже всё хорошо определилось. Но вот что скажут сегодня гольцы?

Журавли летят над нами вовсю каждый день. Гуси тоже есть, но их гораздо меньше. А вот журавлиные стаи пролетают числом иногда больше, чем в сто голов. Их курлыканье уже стало привычным, как что-то должное быть всегда. На уток никто не обращает внимания вовсе. Ну как не обращают… Пару раз на похлёбку стреляли штуки по три, но это выглядело совсем элементарно: ушли на 20-30 минут – принесли.

Высаживают нас из вездехода в нужном месте, и мы спускаемся к берегу. За спиной сопки, ветер дует из-за них нам в спины, а берег ещё и с обрывчиком. Под ним так и вообще нисколько не дует. Да и приманку кидать удобно по ветру. Начинаю опять с расцветки блесны «красная полоса». Три первых заброса – три гольца! И весом они где-то от 3,5 до 4 килограмм. Укрупняюсь, и это радует. Опять клюёт возле каждого вытека, на первый десяток забросов в среднем 3-4 рыбины. Только вот в некоторых местах ловится хариус и иногда сиг, а гольца немного и не крупный. Но если с первой поклёвки случился голец за 3 кг, то другой рыбы там точно не будет. Думается мне, что всех прочих он просто разгоняет. Другим подтверждением этой теории может являться поимка нескольких рыб за хвост. Поклёвка при этом была не в виде остановки приманки с нажимом, а в виде ударчиков с интервалом, и лишь после них уже следовал такой хороший удар. Но не остановка приманки, как обычно.

В этот раз взял с собой ещё и коробку с воблерами, проверить надо всё. Проверил. Работали не все, но три штуки просто радовали. Два с расцветкой «красная голова» и один с ярко окрашенной в розовый цвет спиной. Одного из «красноголовых», несмотря на длину в 9 см, даже сиги старались схватить. Рты у них небольшие, но пару штук в весе между кило и полтора умудрились на немалый крючок этого воблера попасть. Другой «красноголовый» отличился поимкой самого большего гольца, весом, как определил весь коллектив, « шесть с половиной в нём точно есть». После поклёвки крупный голец сначала идёт в сторону, и полного впечатления его мощи сразу не осознаёшь. Кажется, что ещё немного – и он на берегу, но вдруг эта рыбина с удесятерённой силой и скоростью начинает уходить куда-то вглубь озера. Фрикцион на катушке жужжит и жужжит, и это самая что ни на есть музыка рыбалки! Потом ты его медленно, выкачивая удилищем, опять ведёшь к берегу. А он опять включает повышенную и уходит в озеро. Так происходит раза 3-4, но и потом он не сразу сдаётся, а начинает «бегать» вдоль берега. И ещё временами при этом крутится, как веретено. Ничего подобного я раньше не встречал, однозначно. Обратил внимание, что некоторые из гольцов имели на своих боках уже подзажившие раны, в виде порезов разной длины. Странно это как-то, и причины этому подобрать не мог, пока в голове не щёлкнуло: «да это же медведи!» Эта мохнатая банда по пути миграции рыбы пытается их выловить себе на пропитание, а кроме, как подцепить когтями, другого способа у медведя и нет. По всему получается, что попадались мне счастливцы, буквально продравшиеся через медвежьи кордоны. Это сколько же на Чукотке медведей? Однако…

Уже чукотская рыбалка доставила удовольствие, и я начинаю относиться к ней степенно, делаю перерывы на чай из термоса. Природа постепенно выдаёт нам погоду в виде тумана и потихоньку моросящего из него дождя. Но сильно намокнуть мы не успеваем, вездеход прибывает за нами в назначенное время.

Что могу подсказать по рыбалке.

Первое и главное – умудриться сюда попасть. Это не шутка и не сарказм, это – суровая правда этих мест. Всё остальное выглядит проще. Я слушал советы от «знатоков Севера в общем и целом», надеюсь, что мой опыт будет более полезен и мои советы по приманкам будут более точны. Вот что я использовал в рыбалке на гольца и прочих здешних рыб:

• основное удилище – спиннинг от «St.Croiх», серия «Legend Elite», длиной 8 футов и 6 дюймов (259 cм), с тестом по весу приманок до унции (28 г);
  • катушка «Shimano 16 Stradic 4000»
  • шнур в размере 1,2 РЕ от YGK, можно ставить и 1,5 РЕ. Тоньше не надо, сечётся на камнях быстро и будете терять рыбу и приманки.

Расшифрую про воблеры:

• «красноголовики»: один от Yо-Zuri “Magnet System 90F”, другой от Pontoon21 “Dexter Minnow 93SP”;
  • «с розовой спиной»: воблер от DUO “Spearhead Ryuki 95S”;
  • блёсны-колебалки у меня были набором в весах 2.5, 3.2 и 5 грамм от VOGUE, серия “Alfa Spoon”. Ещё помогла коробочка взятых по личному опыту вертушек от Pontoon21, серий “TB Synchrony”, “Ball Concept” и “Indi-Rah”. И от этого же бренда на речках выстрелила колеблющаяся блесна “Sinuoso spoon”, весом 7 грамм.

Мелкое из приманок, как я понял, голец вполне себе пытался съесть, а вот заметно отличающиеся в большую сторону по размерам воблеры он всё-таки старался либо отогнать, либо просто ликвидировать.

Завершение похода.

Добрались мы до следующей точки нашего маршрута и забрали всех и всё, что должны были привезти на побережье. И на обратном пути ещё делали остановку у озера, похожего на прежнее. С рыбалкой там было всё также замечательно. Отмечу, что озёр и речек здесь в избытке, но голец попадается не везде. Основной признак удачного места – вода, в которой вы будете ловить, должна в итоге попадать в Чукотское море.

Вездеходики потихоньку ползут в сторону моря-океана, а тундра нисколько своим видом не утомляет глаза и голову. Может быть потому, что в первый раз. Может потому, что в общем и целом всё одинаково, но каждые десять километров пути отличаются от предыдущих десяти и следующих тоже. И по пути всегда есть объекты, достойные внимания, да и где их ещё встретишь в таком количестве? Одних медведей за эту поездку я видел больше, чем за всю свою прежнюю жизнь. Или вдруг в сплошном тумане появляются какие-то белые штуковины, при приближении оказывающимися черепами китов. Посреди тундры в белёсом молоке тумана – киты! Это надо видеть.

Во время вынужденного ничегонеделанья в роли пассажира кроме как думать, заняться особо нечем. Анализируя и сопоставляя, прихожу к выводу, что у меня была именно та поездка, которая хотя бы один раз в жизни, но должна состояться. Интересных и редких рыб половил, места незнакомые и дикие посмотрел, с народом знающим много того, что сам я не знал, пообщался. И опять же, медведи не съели!

На побережье нас ждал самолёт до Анадыря. Это до нашего возвращения. А потом уже мы ждали трое суток разрешения на вылет. И на четвёртые всё-таки улетели. А я заканчиваю свой рассказ о путешествии вот так: «Чукотке – УРА!»

P.S. “I’ll be back”

Чукотский поход за гольцом. Часть 1

Евгений Баранов 23 января 2020

«Медведи!», слышу я от стоящего рядом Николая. Передо мной неширокая, метров в 20-25 речка, где я поймал своего второго, третьего и четвёртого в этой поездке гольца и начал понимать, как это делается системно.  Читать

Сначала была ИДЕЯ

«Рыбачьте с нами» №2/2016 Редакция 17 января 2020

При каких обстоятельствах рыболов готов платить немалые деньги за приманки? Прежде всего, когда он знает, чего от них ожидать, и уверен, что, применяя их определённым образом, как говорится, «в нужное время в нужном месте» он, рыболов, без улова не останется.  Читать

Psychogun

Евгений Громов 17 декабря 2019

Во второй половине спиннингового сезона 2019, компания Pontoon21 вместе со своим «народным» подразделением GAD (Global Anglers Dedicated), порадовали нас интересными новинками.   Читать