Разделы

Теги

Ещё
Блоги
19 января 2018 г. В Тайге перед ледоставом. Часть 2
22 декабря 2017 г. Летняя Волга. День второй. Окуни атакуют!
16 ноября 2017 г. Летняя Волга. Первая разведка
10 ноября 2017 г. В Тайге перед ледоставом. Часть 1
20 января 2017 г. «Умирающий твичинг» для зимней щуки

Март, пожалуй, самый капризный месяц в Краснодарском крае: он может сочетать в себе одновременно и лето, и зиму. На памяти много примеров, когда одним мартовским днем стоит по-настоящему летний зной с температурой по 30 градусов выше нуля, а уже следующим утром лепит мокрый тяжелый снег, ломающий своей массой ветви цветущих плодовых деревьев. Но пока, к счастью, столь контрастных изменений не наблюдается, хотя капризы имеют место быть. Вот сегодня, например, с самого утра погода далека от идеала: мелкий дождь, которому, кажется, нет конца… Но интенсивность осадков не столь существенна, чтобы повлиять на уровень и прозрачность воды в моих любимых горных голавлевых речках. К тому же синоптики на всех погодных сайтах обещают прекращение дождя после полудня. Я всегда принимаю во внимание прогноз погоды, однако сопоставляю данные из нескольких источников, чтобы убедиться в тенденции. Как говорится, истина где-то рядом, хотя и не каждый раз.

Выехали из дома около десяти утра. Около получаса езды по скоростной магистрали, сворачиваем на горную серпантинную дорогу, еще двадцать минут езды и вот она река. Точнее сказать, не река, а речка. В обычном своем водотоке она больше похожа на ручей, однако любой горный ручей имеет весьма бурный нрав и жесткий характер: любой ливень способен всего за пару часов превратить журчащий ручей в ревущий горный поток, уносящий за собой даже большие многолетние деревья. Бывают и куда более печальные последствия выхода таких речек из берегов, достаточно вспомнить наводнение июля 2012 года в Крымске, когда похожая река Баканка, после небывалого ливня, уничтожила инфраструктуру целого города и унесла жизни почти двух сотен людей. Да и здесь видны следы недавнего подъема воды: отметки максимального подъема остались на уровне 5-6 метров выше нынешнего русла! Сложно представить себе, как это выглядит и еще труднее понять, каким образом в таких условиях здесь удерживается рыба.

В прошлые годы зимой и ранней весной я гораздо чаще бывал на этих речках и результативность рыбалок очень радовала: ловил до двух десятков голавлей, отдельные особи имели вес свыше килограмма, что очень солидно по здешним меркам. Этой же зимой я гораздо больше внимания уделил лиманам и при любой возможности ехал ловить щуку. Но теперь, когда у зубастой наступил «брачный период», приходится переключать внимание на других хищников и в этом плане наш регион дает возможность очень богатого выбора: хоть судак, хоть ручьевая форель, хоть голавль, а можно даже поехать на Черное море и заняться рокфишингом. Главное быть готовым к той или иной ловле.

Собрав спиннинг, кладу в поясную сумку две коробки с приманками: в одной вращающиеся блесны, в другой только воблеры, оснащенные только одинарными крючками без бородок. Впрочем, вертушки тоже все имеют одинарники, а смысл этого в минимизации нанесения травмы пойманной рыбе. Уверен, не нужно объяснять, что одна дырка в пасти рыбы гораздо лучше и гуманнее двух или трех. Да и освободить рыбу от одинарного крючка куда проще. А в случае с голавлем применение одинарника вообще никак не сказывается на качестве засекаемости и удержания. У этой рыбы губы очень мясистые, поэтому ни с тройника, ни с одинарника голавль почти никогда не сходит, если он приманку атаковал качественно.

Красноперый очень не любит пасмурную погоду в это время года. Хотя, не любит, наверное сказано не верно. Он попросту не настроен питаться и пережидает такие периоды в укрытиях: среди подмытых корней деревьев, в нишах между скальными плитами и под большими валунами. Он настоящий мастер конспирации, ведь взглянув на какой-нибудь мелководный залив с кристально прозрачной водой, складывается ощущение, что крупной рыбы здесь просто быть не может. На самом же деле голавли там есть, просто они спрятались по отдельным «квартирам» и выйдут из «жилища» только при благоприятных условиях для питания. А когда эти самые условия наступят?! Я, конечно, не умею мыслить по-рыбьему, но на основе собственных многолетних наблюдений за повадками голавлей основные моменты его активности вычисляю безошибочно. Некоторые из таких моментов, например, так называемый «вечерний выход» и активность при сильном ветре, пересекаются с большинством других хищных рыб, но есть и исключительно голавлевые «фишки»: он активен при ярком солнце, в период помутнения воды и, особенно, в момент вылета первых весенних насекомых. Как правило, помутнение воды происходит после сильных кратковременных ливней, которые в марте периодически случаются. Легкое потемнение воды после дождя действует на голавлей убойно – они тут же начинают активно охотиться. А вот массовый вылет насекомых всегда случается ближе к вечеру, с прогревом температуры воздуха. Впрочем, сегодня с утра погода такая, что надеяться на вылет насекомых не приходится. Да и сила дождя не столь существенна, чтобы вызвать помутнение воды.

На вершинах гор нет снега (здесь они не столь высоки, всего до 800 метров над уровнем моря), а дождей не было уже давно. Поэтому и уровень воды во всех реках низок, а прозрачность очень приличная.

В таких условиях очень важно соблюдать осторожность при перемещениях вдоль перспективных участков, не создавая лишних звуков и движений, которые могут насторожить крайне осторожную здешнюю рыбу. Оставаться незаметным сложно еще и потому, что на деревьях пока нет листьев, которые скрывают перемещение по берегу от взора рыб. Поэтому и одежде нужно уделить внимание: она должна быть темной, не броской.

Спускаюсь к реке по мокрому склону, дождь идет довольно сильный.

Не плотная облачность говорит о том, что прогноз синоптиков, скорее всего, сбудется и скоро тучи разойдутся. А пока можно провести легкую «разминку»: попробовать разные приманки, которые в этих условиях еще не применял. Больше всего меня интересует воблерок CrackJack 38F-SR/MR. Эту приманку я давно имею в форелевом арсенале, а вот голавля целенаправленно им не ловил и, совершенно точно, напрасно, ведь он имеет очень активную собственную игру. Даже на очень малой скорости проводки CrackJack 38 совершает энергичные движения, именно такие, которые больше всего нравятся голавлям.

Я сначала попробовал модель MR (Medium Runner). Его заглубление составляет примерно 50-60 см, а это, как мне думается, идеально для условий этой речки. Сделав несколько проводок, решаю произвести замену и посмотреть на работу более мелководной модели CrackJack 38F-SR (Shallow Runner), который заглубляется на 20-40 см (в зависимости от силы течения). Характер работы похож на модель MR, правда, частота колебаний немного более редкая. Снимаю и этот воблер через несколько забросов, его время наступит ближе к апрелю, когда голавль выйдет на мелководье.

Иду выше по течению реки и вскоре выхожу на берег очень знакомой ямы, в которой летом периодически наблюдал крупных голавлей.

Зимний паводок несколько изменил местечко: яма стала более вытянутой, а поперек нее теперь лежит упавшее дерево, корни которого подмыла большая вода.

Его ветви, наряду с размытым нишеобразным противоположным берегом, теперь будут дополнительным укрытием для рыбы. Хотя, скорее всего, пролежит оно здесь не долго, с очередным подъемом воды река просто может унести его вниз по течению и оставить в совершенно непредсказуемом месте.

К яме я подхожу очень тихо и аккуратно, стараясь не обозначить своего присутствия. Вглядевшись в воду, я не спешу забрасывать приманку, а спокойно изучаю акваторию. За несколько минут никакого движения я не заметил. Это и не удивительно, ведь сейчас голавль старается держаться в придонной части, а яма просматривается не везде до самого дна, ведь под обрывистым берегом глубина не менее двух метров! Учитывая это, открываю коробку с приманками и беру из нее приманку с относительно большой лопастью – AlterIdem 36SP-MR. Делаю заброс под тот берег почти в самые корни, опускаю вершинку спиннинга к воде, заставляя воблер при неспешной монотонной проводке сразу уходить на свой максимальный предел заглубления (около 60-70 см).

При очередной проводке вдоль лежащего в воде дерева замечаю, как из-под его ветвей вышел очень солидный голавль и медленно стал преследовать мой воблер. Я тут же вдвое снизил скорость проводки, но это сразу не понравилось голавлю: он развернулся в обратную сторону и так же неспешно ушел обратно в укрытие. На вид – в рыбе не менее килограмма! Я повторил заброс в том же направлении, провел воблер максимально близко к ветвям, однако ни при этой, ни при следующих проводках рыба больше воблером таки и не заинтересовалась. Решаю, что упираться нет смысла, потеряю только время, но рыбу соблазнить получится едва ли. Проще переместиться и поискать новую.

Перейдя в нижнюю часть ямы, забрасываю под тот берег все тот же AlterIdem. Провожу его в небыстром темпе, движения воблера в такой яркой расцветке хорошо видны в прозрачной воде. Когда приманка подходит ближе ко мне, я вижу как за воблером плывут четыре голавлика не крупного размера. Рыбы лишь наблюдают за приманкой, не решаясь ее атаковать. Снова забрасываю в том же направлении – опять голавли пристроились за воблером, будто плывут за вожаком стаи. Впрочем, через пару проводок они потеряли интерес к воблеру.

Меняю приманку, но не на воблер другого какого-нибудь типа, а на совершенно иной тип – ставлю переделанную вертушку Pontoon21 Trait #00 с облегченным сердечником. Забрасываю под тот берег, провожу в том же не быстром темпе и голавли снова проявляют интерес к приманке, следуя за ней. Правда, теперь их поведение стало заметно более нервным и в какой-то момент, когда вертушка была уже почти под моим берегом, один из голавликов хватает ее – есть!

Отпустив красноперого, пытаюсь доловить остальных из стаи. Но они уже спрятались в укрытиях, из которых выйдут не скоро. Такова уж особенность ловли голавля в столь локальных местах: чем прозрачней вода, тем труднее поймать больше одного голавля с места. Ухожу отсюда, но место держу в голове. Обязательно вернусь на это место в следующий раз и, быть может, сумею поймать того крупного лобатого, которого видел у лежащего в воде дерева. Хотя, наверняка, он такой здесь не один. Возможно, есть сородичи и покрупнее. Во всяком случае, место своим видом говорит о присутствии трофеев.

Прохожу вверх и перехожу реку по мосту. В прошлом году выше по течению было несколько очень симпатичных мест, в одном из которых мой фотограф Денис Левочкин, делая первые шаги в спиннинговой ловле, сумел поймать неплохого голавля.

Однако теперь на месте этих ям лишь мелководные поливы без укрытий и, соответственно, без заслуживающей внимание рыбы. Это естественный процесс: каждый год река уничтожает одни места, но, при этом, обязательно порождает новые. Лишь один мелкий голавлик схватил здесь CrackJack 38MR.

Наверное, для этого времени года голавль в таком размере является своего рода пределом для столь мелководных участков.

Выше смысла идти нет, глубокие ямы там находятся далеко. Возвращаемся к машине и едем на другую речку, текущую по параллельному ущелью в десяти километрах отсюда.

Путь занимает не более пятнадцати минут. Эта река более дикая, здесь нет никаких населенных пунктов почти по всей ее длине. Нет даже мобильной связи, что для нашего региона почти экзотика. Время уже обеденное и, как обещали синоптики, тучи стали расходиться, а температура воздуха перевалила за отметку +10. Пришлось снять куртку, которую одевал, чтобы не промокнуть. Конечно, не летний зной, однако при активной ходовой рыбалке даже +10 заставляют попотеть.

Уровень воды здесь выше, но и вода не столь прозрачна, как на предыдущей реке, где даже на глубине двух метров отчетливо просматривается все дно. Начинаю ловлю с залива, на дне которого навалено много крупных камней. Когда-то здесь планировали построить мост и уже начали подготовительные работы, завезя несколько самосвалов валунов, однако вскоре план строительства был изменен и путепровод был построен двумя километрами выше по течению. Ну а сваленные в реку валуны стали отличным убежищем для голавля и образовали красивую яму.

Здесь я поставил более мелководный CrackJack 38SR. Ловить буду забрасывая к валунам, а там глубина очень небольшая. А голавли преимущественно обитают здесь именно в районе валунов. Сделав первый заброс, сразу заметил, что играющий боками воблер мгновенно привлек внимание рыб, которые с разных сторон стали активно окружать мою приманку. Это были совсем мелкие голавли, которых привлекает абсолютно любое движение. Отвлекшись на этих рыбок, я не успел заметить, откуда выскочил более крупный голавль, который без раздумий схватил мою приманку – есть!

Он, конечно, далек от трофейного размера. Вываживая этого голавлика, впрочем, остальные обитатели места разбежались, поэтому иду вверх по течению к новой яме.

Прессинг здесь не особо велик, лишь истинные почитатели ловли голавля, коих у нас в крае не много, бродят по здешним местам. А места сами по себе очень трудно проходимы: заросли мелкого кустарника, огромные поля колючей ежевики, навалы принесенных течением бревен…

Конечно, это все доставляет огромные трудности при перемещении, но есть в этом и позитив – сюда не каждый полезет! Поэтому рыбка здесь есть и в благоприятные весенние дни часто удается очень здорово отвести душу.

Но вот сегодня я пока не наблюдаю у рыб особого желания питаться. Знаю, какие рыбы здесь обитают и знаю, где их ловить, но, увы, тишина…

За три часа полоскания приманок, перемещаясь от приямка к приямку, в которых точно есть крупная рыба, я поймал лишь нескольких таких же малышей весом до ста граммов.

Но, все же, я насладился здешними пейзажами и красотой своеобразной природы. Здесь есть, на что посмотреть, ведь соседство воды, леса и гор – это всегда прекрасно!

Анализируя ситуацию, в стремлении, все же, поймать хорошую рыбу, я принимаю решение вернуться на первую речку: я там видел крупную рыбу и знаю несколько локальных мест, где ее поймать шансов очень много. Времени на ловлю еще останется около двух часов, этого достаточно для качественного облова трех-четырех известных мне мест.

Возвращаясь к машине, наше внимание привлекали лесные цветы, массово появившиеся повсеместно и возвещающие о вступлении в свои права весны, пусть и ранней.

К вечеру тучи окончательно разошлись, стало даже жарковато. Появилось желание снять с себя всю верхнюю одежду, оставив лишь футболку. Заведя машину, я обратил внимание на показание температурного датчика – за бортом +18!

Вернувшись на предыдущую реку, я, первым делом, решил пробить яму, в которой с утра видел крупного голавля. Тихо подкрался к воде, вгляделся в воду и сделал заброс так, чтобы провести воблер строго вдоль лежащего дерева. В подтверждение моих ожиданий, из-под затопленных ветвей выскочил голавль, правда, не особо крупный – граммов 300. Он без раздумий схватил воблер, я подсек, но рыба мелькнула своим серебристым боком в толще воды и, едва уколовшись крючками, сошла и ускоренно скрылась в голубой бездне подмытых корней. Больше моими приманками здесь никто не интересовался. Не тратя время напрасно, возвращаюсь к машине, кладу через багажник спиннинг в рабочем состоянии и еду к очередному месту. Новая яма представляет собой длинный залив с глубиной не более метра, но имеет отвесные берега с подмытыми корнями деревьев, служащие рыбам отличным укрытием.

Здесь я подкрадываюсь к точке лова на берегу очень аккуратно и медленно. У самой воды, где рыба меня уже может обнаружить, приходится даже подползать на коленях. Со стороны, может, это и выглядит довольно забавно, но иного способа поймать рыбу здесь просто нет.

Подкрасться незамеченным мне удалось: в воде я вижу целую стаю голавлей, размеры которых варьируются от 200 до 800-900 граммов. В стае более десятка рыб и это очень хорошо, ведь они друг другу пищевые конкуренты и не станут долго размышлять о съедобности моих приманок. В таких условиях и у меня, как у снайпера, есть возможность всего одного «выстрела»: если рыбы хоть что-то заподозрят неладное, то надолго скроются в своих укрытиях. Чтобы «уж наверняка», я ставлю воблер, к котором уверен больше всего – это AlterIdem 38MR-SP.

Всматриваюсь в воду, но заброс делать не спешу. Стая не стоит на одном месте и, пока я менял приманку, успела выйти из поля моего зрения. Подождав пару минут, замечаю в воде движение – рыбы возвращаются! Я наготове, выжидаю, пока подойдут самые крупные особи и забрасываю воблер под корни деревьев на том берегу в направлении прохождения рыб. Голавли явно активны: они отреагировали на падение приманки в воду, бросившись в том направлении. И тут, когда воблер включился в работу, одна из наиболее крупных рыб с ускорением атаковала его – есть!

Здесь я получил огромное удовольствие от сопротивления этой рыбы: снасть тонкая, фрикцион настроен деликатно и вместе с удилищем отрабатывает все рывки рыбы в попытке скрыться в корнях.

В прозрачной воде голавль выглядит потрясающе: серебристая чешуя очень эффектно контрастирует с яркими алого цвета плавниками. Потрясающая рыба!

Голавль засекся на оба одинарника, без моей помощи освободиться не смог бы точно.

Эта своеобразная победа стала жирной точкой в сегодняшней рыбалке. Трофейные голавли в этом сезоне еще будут, сомнений нет. Но эта по-настоящему первая весенняя голавлевая рыбалка будет помниться именно потому, что она явилась открытием сезона ультралайтовой ловли и теперь я буду выезжать на свои излюбленные речки гораздо чаще. Хотя планирую изучить и другие реки нашего края, в которых обитают и голавль, и форель. Об этих поездках обязательно расскажу в будущих публикациях.

И в заключение еще раз хочу призвать всех любителей ловли голавля переходить на безбородые одинарники!

Сам по себе факт ловли по принципу «поймал-отпусти» уже похвален, но важно еще и понимать, что рыба после поимки должна вернуться в родную среду с минимальными повреждениями. Всегда нужно помнить, что именно во власти рыболова облегчить и ускорить период адаптации рыбы после контакта со снастью и именно одинарные крючки позволяют рыбе быстрее оправиться от шока и вернуться к нормальной рыбьей жизни. Надеюсь, мой пример заставит многих переоснаститься!

 
Новости
Полезные ссылки
 
Это интересно